история театра

В марте 1921 года в Карелии начала работать первая национальная труппа при народном театре драмы. Труппу организовали финны из числа революционеров-эмигрантов под началом Виктора Линдена, бывшего актера и режиссера народных театров Финляндии.

В репертуар входили произведения финской дореволюционной драматургии, например, "На сплавной реке" Т. Паккала, "В доме Ройнилы" М. Кант или "Сапожники из Нумми" А. Киви. Силами артистов была поставлена пьеса "В переломные годы", отражающая жизнь пограничного села. 

Рагнар НюстремОрганизация Карельского государственного национального театра была поручена Рагнару Нюстрему (на снимке), известному в то время в Карелии поэту и театральному деятелю.

Кууно СевандерПервыми актерами стали выпускники Карельского отделения Художественной студии в Ленинграде, набранные в Карелии. В тридцатые годы многие финны, проживавшие у себя на родине, а также в США и Канаде, эмигрировали в Советский Союз. В их числе оказались режиссеры театров Финляндии Кууно Севандер (на снимке) и Аларик Санделин, которых направили на трехмесячные курсы в Ленинград, где они познакомились с Нюстремом и его студией.

Коллектив театра 1932-1934 гг.В конце 1931 года они возвратились в Петрозаводск и образовали Национальную студию Карельского государственного драматического театра. К осени 1932 года труппа, возглавляемая К. Севандером, объединилась с выпускниками драматического техникума. Так родился Карельский национальный драматический театр.

Задачей национального театра было ознакомление населения с мировой драматургией. В репертуаре значительное место занимала советская классика. Лучшими спектаклями тех лет были "Разлом" Б. Лавренева, "Платон Кречет" А. Корнейчука, "Враги" М. Горького.

Осенью 1937 года под флагом борьбы с буржуазным национализмом театр прекратил свое cуществование и возобновил деятельность только в 1940 году после преобразования Карельской АССР в Карело-Финскую Советскую Социалистическую Республику. Первой постановкой был "Егор Булычев" М. Горького.

С первых же дней войны Карелия стала ареной военных действий, к сентябрю 1941 года большая часть республики была оккупирована финнами. В годы войны театр продолжал функционировать в эвакуации - сначала в Сибири, затем - в г. Вельске, Архангельской области, наконец с 1943 года снова в Карелии. Художественным руководителем театра в годы войны был московский режиссер и педагог Н. Демидов (на снимке), ученик и соавтор К. С. Станиславского. Этапным событием для театра стала постановка Н. Демидовым в 1944 году спектакля "Нора" ("Кукольный дом") по пьесе Г. Ибсена, анализу которого было посвящено специальное заседание Всесоюзного театрального общества в Москве. Особо отмечалась игра исполнительницы главной роли И. Вийтанен

В послевоенные годы в театре были поставлены спектакли "Васса Железнова" М. Горького (1947), "Женщины Нискавуори" Х. Вуолийоки, "Семеро братьев" А. Киви, "Молодой мельник" М. Лассила (1948), "Сын рыбака" В. Лациса (1949). В 1949 году театр инсценировал повесть Э. Грина "Ветер с Юга" (Государственную премию СССР в 1950 году получили режиссер В. Суни (на снимке), артисты Е. Томберг и Т. Ланкинен).

Финский театр первым из национальных театров бывшего СССР стал использовать наушники для синхронного перевода на русский язык. Большая часть репертуара состояла по-прежнему из переводных советских пьес. На финском ставили А. Афиногенова, К. Тренева, Ю. Смуула, В. Розова, А. Корнейчука, И. Друце, В. Лациса. Крупным событием в жизни театра стали гастроли в Москве в 1951 году, в программу которых была включена горьковская "Васса Железнова". В роли Вассы выступила Елизавета Томберг. Созданный ею образ Вассы Железновой определил в дальнейшем успех "финской Вассы", хозяйки Нискавуори в пьесе Х. Вуолийоки "Каменное гнездо", которую театр поставил первым в СССР.

С 1968 года к постановкам в театре стали привлекать режиссеров из Финляндии. Курт Нуотио осуществил постановку "Охоты на ведьм" А. Миллера, Сакари Пурунен поставил "Жаворонка" Ж. Ануйя, Пааво Лиски - "Кантелетар" Э. Суомелы. С театром также сотрудничали известные режиссеры Кайса Корхонен, Тимо Вентола, Харри Лиуксиала, ставившие, в основном, финские пьесы

С театром сотрудничали такие известные в России режиссеры, как: И. Ольшвангер (1951,1971, 1974 гг.), О. Лебедев (1961, 1966 гг.), Н. Лившиц (1965, 1968, 1971, 1974 гг.), Л. Хейфец (1970 г.), К. Марсон (1968, 1969, 1971 гг.), А. Народецкий (1973, 1974 гг.), Г. Соловский (1978, 1979, 1981 гг.), Л. Белявский (1980), А. Андреев (1985, 1999-2001), Ф. Берман (1987), А. Али-Хусейн (1994 г.).

В 1982 году театр награжден орденом Дружбы народов в связи с 50-летием со дня основания.

За годы своего существования театр вырастил плеяду талантливых актеров, в числе которых: народная артистка СССР Елизавета Томберг (на снимке), народные артисты России Дарья Карпова, Тойво Ромппайнен, Юрье Хумппи и Тойво Ланкинен, заслуженные артисты Карелии Йоуко Роутту, Александр Шелин и Эмма Хиппеляйнен, заслуженный артист России и Карелии Паули Ринне, заслуженный артист России Орво Бьернинен.

С 1993 по 2003 год главным режиссером театра был заслуженный артист Литвы и заслуженный деятель искусств Карелии Леонид Владимиров.

В 1997 году при Петрозаводской государственной консерватории открылась студия Национального театра, художественным руководителем которой был директор театра (1997 – 2004) Арвид Зеланд.

Из последних значительных работ театра надо отметить спектакль по пьесе Л. Нурена "Осень и зима", удостоенный премии председателя Правительства РК "Сампо" за 1999 год, спектакль по пьесе Ф. Дюрренматта "Играем Стриндберга", лауреата международного фестиваля "Ламбушка-2000" (актеры Л. Сюкияйнен и П. Микшиев получили республиканские премии "Онежская маска" за лучшие роли сезона), спектакль "Нискавуори" (на снимке) студии театра по пьесе Х. Вуолийоки получил премию "Онежская маска" в сезоне 1999-2000 г. как лучший спектакль сезона и за лучшую режиссуру (реж. Андрей Андреев), диплом международного фестиваля "Ламбушка-2000", стал участником театрального фестиваля "Медвежьи игры" в рамках Всемирного конгресса финно-угорских народов в Хельсинки в декабре 2000 года, участником 7 международного фестиваля театральных школ "Подиум-2001" в рамках 3 всемирной театральной Олимпиады в Москве в мае 2001 года, участником программы "Учитель-ученик" в рамках XI международного фестиваля "Балтийский дом" в Санкт-Петербурге в октябре 2001 года (Приз зрительских симпатий).
Исполнители главных ролей в этом спектакле, учащиеся студии Национального театра Элли Нярья и Евгений Терских стали лауреатами премии председателя правительства РК "Сампо" за 2001 год. Премии "Онежская маска" за сезон 2000 -2001 года в номинации "Новация" удостоился спектакль "Забавы доктора Ариэля" по пьесе А. Касона (реж. Виктор Тереля). Аналогичной премии за сезон 2001-2002 года удостоился спектакль "Опасные связи" по одноименному роману Ш. де Лакло (реж. Андрей Андреев). В 2002 году спектакль «Старосветские помещики» по повести Н.Гоголя был признан лучшим спектаклем международного фестиваля камерных театров «Ламбушка» (Владимир Золотарь получил приз за лучшую режиссуру).

24 июня 2003 года после восьмилетней реконструкции открылась Большая сцена театра, оснащенная самым современным свето- и звукооборудованием. Она открылась премьерным спектаклем "Нуммифарс" по комедии классика финской драматургии Алексиса Киви "Сапожники Нумми".

В сезоне 2003 – 2004 годов театр продолжал успешно осваивать Большую сцену. В репертуаре появились спектакли «Тайное свидание» по К.Абэ (реж. Олег Николаенко), «Сахалинская жена» Е.Греминой (реж. Ирина Зубжицкая), который принял участие в международном фестивале «Новая драма» в Москве, «Возвращение» по киносценарию А.Платонова «Семья Иванова» (реж. Юрий Цуркану), «Тартюф» Ж.-Б.Мольера (реж. Андрей Андреев).

Спектакль «Творение мира. Песни первая и вторая» по эпосу «Калевала» (на снимке, реж. Андрей Андреев), поставленный на Малой сцене театра в 2003 году, стал одним из лучших спектаклей V Международного фестиваля финно-угорских театров в г.Йошкар-Ола (Республика Мари Эл), а также победил в I Международном электронном театральном фестивале «Большая свеча».

С июня 2004 года по 2010 год директором и художественным руководителем Национального театра Карелии был Сергей Сергеевич Пронин.

2004 в репертуаре появились спектакли «Тайное свидание» по К.Абэ (реж. О. Николаенко), «Сахалинская жена» Е.Греминой (реж. И.Зубжицкая), который принял участие в международном фестивале «Новая драма» в Москве, «Возвращение» по киносценарию А.Платонова «Семья Иванова» (реж. Ю.Цуркану), «Тартюф» Ж.-Б.Мольера (реж. А. Андреев), «Творение мира. Песни первая и вторая» по эпосу «Калевала» (реж. А. Андреев),

Среди удачных спектаклей 2005 — 2006 есть постановки на национальные темы — «Коробейники» и «Лемби», написанные карельским драматургом С.Кантерво (реж. С. Пронин), спектакль по пьесе современных финских драматургов Б.Ахлфорса и Й.Баргума «Есть ли тигры в Конго?» (реж. В.Михельсон), мюзикл «Липериада» по мотивам повести классика финской литературы М.Лассила «За спичками» (реж. Л. Стукалов), который в 2007 стал лауреатом «II Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» в Москве.

С 2005 Национальный театр при поддержке Баренцева Секретариата в Петрозаводске проводит Международный фестиваль этнических театров стран Баренцева Евро-Арктического региона и финно-угорского мира «Северная звезда».

В 2006 театр совместно с Карельским училищем культуры открыл отделение актеров драмы. В 2010 году курс окончил обучение. Его учащиеся влились в работу театра со спектаклем «Беда от нежного сердца» и работой в текущих спектаклях театра – сказке «Час волшебства», спектаклях «Липериада», «Дело святое», «Коварство и любовь», «Песни синего неба», «Безобразная Эльза», «Король Лир» и других. С августа 2010 по июль 2011 годов художественным руководителем и директором театра был Арвид Зеланд. В 2010 году при Петрозаводской Государственой консерватории набран новый актёрский курс. Мастер курса - заслуженный деятель искусств Карелии Сергей Пронин. Второй педагог курса - главный режиссер Национального театра Карелии Андрей Дежонов.

К наиболее значимым премьерам сезона 2010-2011 годов можно отнести спектакли "Король Лир" (режиссер Андрей Дежонов) и "Волчица" (на карельском языке, реж. Егор Чернышов).

С начала сезона 2011 года директором театра стала Ирина Павловна Шумская, а главным режиссёром - Андрей Дежонов.

В театральном сезоне 2011-2012 годов к творческому процессу подключились режиссеры из Санкт-Петербурга: "Фрёкен Жюли v3.0" (на финском языке, реж. Олег Николаенко), "Лекарь поневоле" (реж. Андрей Андреев), "Прощание в июне" (реж. Иван Стрелкин), "Калевала. Эпизоды" (на финском и карельском языках, реж. Олег Николаенко), а также "Ходари" (2 редакции на русском и карельском языках, реж. Андрей Дежонов). В этот период были реализованы интересные проекты. Завершен российско-немецкий проект с Ландестеатром (г. Тюбинген) по совместной постановке спектакля "Ромео & Джульетта" (реж. Ральф Зибельт). Спектакль был показан в нескольких городах Германии и в Петрозаводске в рамках Международного Шекспировского фестиваля «Globe» (17 - 25 апреля 2011 года), организованного Национальным театром Республики Карелия. В ноябре 2011 года спектакль Национального театра Карелии "Старосветские помещики" стал участником Международного фестиваля им. Ф.Волкова "Русская драматургия на языках мира" (г.Ярославль). В сентябре 2012 года "Фрёкен Жюли v3.0" был показан на Международном фестивале камерных спектаклей "Ламбушка". В предверии юбилейного сезона с 6 по 10 сентября 2012 года состоялись успешные гастроли Национального театра Карелии в Санкт-Петербурге. Спектакли игрались на двух площадках: Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке и Санкт-Петербургского Академического драматического театра им. В.Ф.Комиссаржевской.